Рулевое управление в большинстве современных автомобилей использует схему "шестерня-рейка":
Она работает очень просто: при повороте рулевого колеса (1) поворачивается и рулевой вал с приводной шестерней (2). Шестерня приводит в движение зубчатую рулевую рейку (3). Это движение через рулевые тяги (4) передается на поворотные рычаги (5) и, наконец, на передние колеса автомобиля (6). Но в своем первозданном виде эту схему сегодня можно увидеть только в старых автомобилях - крутить руль в них трудно. Нужен "усилитель рук", особенно при маневрах автомобиля на малой скорости. Самое распространенное в новых автомобилях решение - электрический усилитель руля или ЭУР.
Говоря просто, специальный мощный электрический мотор помогает водителю крутить рулевой вал и двигать рулевую рейку. Схематически работа ЭУР выглядит так:
Вращение руля и рулевого вала как обычно передается червячной шестерней на рулевую рейку. Но есть и дополнительная шестерня, которая также может двигать рейку - она приводится в движение электромотором. Электромотор управляется интеллектуальным блоком управления, который на основе информации приходящей с нескольких датчиков заставляет мотор вращаться в ту или иную сторону с большим или меньшим усилием. Блок управления настроен таким образом, чтобы минимально вмешиваться в управление на больших скоростях, но активно включаться при поворотах на малых скоростях, когда требуется усиление. Кроме того, блок управления и электромотор возвращает руль в нейтральное положение после поворотов, а в некоторых моделях автомобилей - обеспечивает режим автоматической парковки.
На практике компоновка рулевого управления с электроусилителем выглядит обычно иначе:
Электромотор совмещается с датчиками и располагается прямо на рулевой колонке - он двигает не рулевую рейку, а сам рулевой вал. Благодаря этому и электромотор ЭУР и блок управления располагаются в салоне, что продлевает их срок службы, ведь электронное оборудование боится влаги.
В отличие от рулевого управления с гидравликой, в электроусилителях руля нет гидравлической системы, и это делает ее изначально более надежной, ведь традиционная проблема гидравлических усилителей - износ сальников и утечка гидравлической жидкости - в ЭУР отсутствует. Однако, и в электрических усилителях присутствуют движущиеся механические части - шестерни, рейка, подшипники, и они подвергаются постепенному износу. К числу типичных поломок ЭУР относятся:
Симптомы неполадок электроусилителя руля - изменения в его поведении: вибрация, заедание, странный шум. Поскольку рулевое управление прямо касается безопасности, при любых признаках неполадок ЭУР необходимо обратиться к нам: чем раньше это сделать, тем меньшими деньгами можно обойтись при ремонте.
Производители автомобилей при возникновении неполадок в рулевом управлении с электроусилителем по понятным причинам рекомендуют замену целых блоков - например, электромотора, конструктивно объединенного с блоком управления или рулевой рейки в сборе. Естественно, что такая замена "влетит в копеечку". Но во многих случаях квалифицированный ремонт позволяет устранить неполадки ЭУР исправлением конкретной причины неполадки. Например, результат попадания воды в рулевую рейку - коррозия червячной шестерни:
После шлифовки и замены некоторых недорогих деталей механизм возвращен практически в первозданное состояние:
Без этой процедуры рулевая рейка и шестерня подверглись бы очень быстрому износу и потребовалась бы их замена. Другие примеры ремонта электроусилителей руля смотрите в нашей твиттер-ленте.
Ремонт усилителей руля и рулевых реек - специализация автотехцентра Дилижанс-Арт. У нас в наличии всегда есть ремкомплекты и запасные части для распространенных моделей ГУР и ЭУР. Кроме обслуживания частных владельцев авто, мы ремонтируем агрегаты и для других автосервисов, в которых нет необходимого оборудования и специалистов нужной квалификации. При первых подозрениях о неполадках в электроусилителе руля обращайтесь к нам - не дожидайтесь серьезных поломок!